Краткий обзор методов решения проблемы выпадения волос: итоги 2017

Заканчивается 2017 год. Подведем его итоги кратким обзором: какие же методы применяются на сегодняшний день для решения проблемы выпадения волос.

Конечно, конкретные методы будут отличаться, в зависимости от причины выпадения волос. Если причиной явилось заболевание - надо лечить заболевание; если причины другие, и они устранимы - надо пытаться их устранить; если же причину устранить нельзя, то тогда методы направлены на коррекцию последствий, но в любом случае, если потеря волос беспокоит, то надо обращаться к врачу-трихологу.

Методы, которые применяются для решения проблемы выпадения волос, условно можно разделить на следующие категории:

Лекарственные средства для лечения выпадения волос

Основными лекарственными средствами, применяемыми для лечения алопеций, остаются миноксидил (наружно) и финастерид (внутрь). Миноксидил расширяет периферические кровеносные сосуды; считается, что его действие основано на усилении кровоснабжения волосяных фолликулов. Предполагаются также другие возможные механизмы действия миноксидила, в том числе есть некоторые исследования, позволяющие предположить, что, возможно, миноксидил снижает активность андрогеновых рецепторов на клеточном и молекулярном уровне, и именно это делает миноксидил эффективным средством в лечении андрогенетической алопеции, а также потери волос по женскому типу, то есть, состояний, непосредственно связанных с сигнальным путем андрогеновых рецепторов. Финастерид же снижает активность фермента (5-альфа-редуктазы), преобразующего тестостерон в его более "мощную" форму - дигидротестостерон. Финастерид принимается внутрь; при этом считается, что он не всегда эффективен в лечении потери волос по женскому типу.

Кроме этих средств, применяются и другие лекарства, воздействующие на происходящие в коже головы и волосяных фолликулах процессы: аналоги простагландинов, ингибиторы JAK киназы, а при необходимости - антибиотики и кортикостероиды. Все зависит от того, по какой именно причине выпадают волосы.

Что нового (или, возможно, уже не вполне нового) в этой области? Ну, во-первых, появляются другие формы уже известных средств. Например, финастерид для наружного применения. Во-вторых, синтезируются вещества, которые похожи на лекарственные средства, но отличаются от них в деталях (например, для аналога миноксидила вместо гексагруппы - пентагруппа в структурной формуле). Причина: эти вещества не зарегистрированы как лекарственные средства, а значит, их теоретически можно применять в косметологии (насколько это правильно - уже другой вопрос. Миноксидил первоначально применялся как гипотензивное средство, а следовательно, встает вопрос о возможном воздействии этих веществ на сердечно-сосудистую систему, особенно при длительном применении. Насколько это безопасно?).

Ну и в-третьих, появляются принципиально новые идеи принципиально новых лекарственных средств. Например, связанных с использованием стволовых клеток. Правда, пока все здесь остается на уровне исследований, поскольку вопрос очень серьезный. Как заставить "проснуться" стволовые клетки волосяного фолликула? Как заставить образовываться новые фолликулы (все волосяные фолликулы человека образуются на стадии внутриутробного развития; ребенок рождается с уже готовым набором). И главное, как заставить "проснуться" именно то, что нужно, а вовсе не то, что не нужно...

Инъекции

Инъекции, с одной стороны, можно рассматривать как способ внесения лекарственного средства в глубину кожи, а с другой - как способ стимулирования процессов обновления и заживления в коже. Однако здесь крайне важны нюансы. Например, в некоторых странах официально разрешено вкалывать плазму (PRP-терапия), но не разрешено вкалывать, например, витаминные коктейли, используемые для биоревитализации кожи лица. Использование плазмы считается перспективным направлением в дерматологии, трихологии, пластической хирургии, так как PRP содержит многочисленные факторы роста, стимулирующие регенерацию, образование коллагена и новых кровеносных сосудов. А кроме того, она не вызывает физиологического отторжения, т.к. берется у того, кому после обработки вкалывается.

Разновидностью мезотерапии можно считать микронидлинг (microneedling) - технику, при которой уколы наносятся очень маленькими и тоненькими иголочками. Такая техника первоначально применялась для коррекции шрамов и стимуляции обновления кожи, так как такие микротравмы стимулируют образование коллагена, минимально повреждая эпидермис. В настоящее время микронидлинг используют вместе с лекарствами для лучшего их проникновения в кожу. Кроме того, появились приборы, комбинирующие микронидлинг и LED-терапию, то есть, использование светодиодов, излучающих свет с определенной длиной волны (обычно красный, ок. 600 нм - он лучше проникает в кожу). Но об эффективности использования пока нет данных.

Трансплантация волос

Трансплантация не является лечением проблемы выпадения волос. Она является методом коррекции, причем не всегда применимым. В настоящее время для трансплантации берутся волосяные фолликулы из так называемой донорской зоны (задняя часть скальпа). Поскольку число волосяных фолликулов у человека ограничено, одна лишь трансплантация не может скорректировать проблему полностью, если часть скальпа, лишившаяся волос, довольно велика. Число прижившихся после трансплантации фолликулов тоже зависит от разных факторов: от квалификации хирурга, от времени, в течение которого извлеченные графты находятся вне организма, от типа раствора, в который графты погружаются (чем больше времени проходит между извлечением и имплантацией графта, тем больше требований к раствору и его температуре), от того, насколько честно соблюдается изъятие графта именно из андрогеннезависимой зоны скальпа, и т.д.

Физиотерапия

В настоящее время в трихологии широкое распространение получили такие направления физиотерапевтического воздействия, как лазер низкой интенсивности (LLLT) и LED-терапия (светодиоды). И там, и там используется красный свет как наиболее хорошо проникающий в кожу (длина волны в диапазоне от 500 до 1000 нм). Приспособления для такой терапии могут быть довольно компактными и пригодными для домашнего использования, так как в любом случае сеансов будет много (на конференциях в докладах назывались цифры типа "по 25 минут через день в течение полугода"). Такие приспособления могут быть сделаны в виде расчески, или "велосипедного" шлема, или кепки - все зависит от фантазии производителя. Цены на них тоже сильно варьируются и зависят от фантазии производителя. Считается, что LLLT, кроме всего прочего, улучшает приживаемость графтов после трансплантации. Однако исследований, сравнивающих LLLT и LED между собой, а также сравнивающих эффективность источников с разными длинами волн пока нет.

Косметологические средства

Их великое множество. Шампуни, бальзамы, лосьоны, сыворотки, средства в ампулах, в тюбиках, в баночках, в распылителях, разного состава и разной эффективности. От перхоти, от выпадения, от рассеченных кончиков, от повышенной жирности, от повышенной сухости, от повышенной ломкости и от других проблем. На любой вкус и кошелек, разных фирм-производителей. Мы думали, Хэд энд Шолдерс - это масс-маркет, а они, оказывается, претендуют на лидерство по борьбе с перхотью и выпускают очень даже ничего продукцию. Правда, не для нас. Мы думали, Шисейдо - это косметика класса люкс, а они, оказывается, гиганты массового производства у себя в Азии, изобретают свои средства от выпадения волос. Правда, у нас они - эти средства - недоступны.

Есть, есть хорошие средства, которые неплохо помогают, если проблема небольшая. Ну и работают в дополнение к тому, что доктор прописал. Например, средства серии "Сатура роста". Очень популярны среди трихологов. Говорят, хорошие средства. Но вот проблема: мне не удалось найти ничего конкретного о составе этих средств. Говорят, их производят в Англии, а разливают по бутылкам в Израиле. Или наоборот. Но и на сайте производителя мне ничего не удалось узнать о составе, кроме туманных слов, должных означать нечто научное.

Я не спорю, может, это хорошие средства. Но как-то непонятно получается. Почему, когда в мировой науке есть стремление к строгости и точности, к доказательности и к воспроизводимости эксперимента, у нас до сих пор эта тенденция не прижилась? Что мешает? Вот есть такая линия средств для волос, "Кудзю" называется. Я спросила: а что такое кудзю? Мне говорят, растение такое, типа карликовой пальмы. Сереноа, спрашиваю? Ага, отвечают. Ну, граждане, так же нельзя! Рекламировать средства для врачей, которые есть по определению люди грамотные, должны не менее грамотные люди. И они должны знать, что кудзю - это лиана, и называется она Пуэрария дольчатая (Pueraria lobata). На момент написания обзора (конец 2017 года) о возможном механизме воздействия веществ, содержащихся, в кудзю, на выпадение волос было почти ничего не известно. Сейчас (середина 2018) появились данные о влиянии экстракта корня кудзю на экспрессию генов сульфотрансферазы, что важно при лечении миноксидилом.

О маскировке

Что тут можно сказать? Носим же мы контактные линзы. Если ты не хочешь демонстрировать окружающим свою близорукость, постоянно щуря глаза и вызывая ассоциации с несколько пренебрежительно звучащим словом "подслеповатый"? Ты можешь носить очки, которых есть великое множество всяких разных, даже подчеркивая свою стильность и индивидуальность. А можешь носить контактные линзы, которые тоже позволяют акцентировать красоту глаз. А почему не парик? А почему - не система замещения волос?

Литература: