Андрогенетическая алопеция и рецепторы андрогенов

Сначала небольшое отступление. Под андрогенами здесь будем понимать тестостерон и его более активную производную, дигидротестостерон (ДГТ). Тестостерон производится как в мужском, так и в женском организме. Фактически, тестостерон может быть превращен как в «женский» гормон эстрадиол, так и в «мужской» ДГТ – в зависимости от того, какой фермент его «обработает». Оба эти фермента в мужском организме имеются.

Тестостерон и ДГТ оказывают свое влияние на организм опосредованно, связываясь со специальными молекулами – рецепторами, и запуская тем самым ту или иную реакцию. Рецептор – это белок сложной структуры, и эта структура закодирована в генах. Ферменты – тоже белки, и они тоже закодированы в генах. Полный набор генов присутствует в каждой клетке человека (мы здесь о людях), разница только в том, какая часть этого набора активна, а какая – выключена. Активна та часть набора генов, которая требуется для «обслуживания» клетки.

Отсюда понятно, что такое стволовые клетки: это клетки, в которых активен (в идеале) весь набор, можно получить любые клетки (выбрав нужное подмножество генов), любые ткани.

Белки состоят из аминокислот, их 20. Каждая аминокислота кодируется тройкой нуклеотидов – специальных соединений. Сочетания нуклеотидов, соответствующие разным аминокислотам, разные, при этом одной аминокислоте может соответствовать несколько разных сочетаний (а может – только одно). Последовательность аминокислот в белке однозначно определяет его форму (молекула скручивается определенным образом, и в ней образуются строго определенные области, в которых она может образовывать связи с другими молекулами – тоже определенными).

Какое отношение это имеет к андрогенетической алопеции (АГА)? Самое прямое. Давно установлена наследственная природа АГА. Причем дело не может быть только и исключительно в андрогенах (мужчин с АГА становится все больше, но раньше АГА не была настолько распространена.)

Андрогенетическая алопеция и рецепторы андрогенов
В Италии есть город Равенна, бывший когда-то столицей Римской империи, когда ею правили визиготы. Он знаменит своими раннехристианскими мозаиками. На этих мозаиках изображены святые – и хоть бы один из них с лысиной! Мне думается, в те времена алопеция действительно была признаком старости.

Известно, что в волосяных фолликулах присутствуют в том числе и рецепторы андрогенов. Тестостерон и особенно ДГТ, воздействуя на эти рецепторы, запускает реакции, которые в конечном итоге приводят к уменьшению фолликулов и к нарушению роста волос. Это не новость. Новость (для многих, возможно) заключается в том, что сами рецепторы могут быть более или менее активными – в том смысле, что они могут иметь больше или меньше «сродства» к своим лигандам, т.е. к андрогенам.

И это закодировано в генах.

И передается по наследству.

И является важным фактором: в 80% случаев АГА среди людей европейского происхождения (то, что по-английски называется Caucasians) имеет место полиморфизм гена АР с небольшим числом повторов в полиглутаминовой цепочке. Потому что есть и другие факторы, это раз, а два – в азиатской и африканской популяциях все по-другому. Там АГА распространена в разы реже.

Андрогенетическая алопеция и рецепторы андрогенов
Ген рецептора андрогенов (АР) находится на Х хромосоме. В нем есть две цепочки из повторов определенных аминокислот. Количество повторов может отличаться от человека к человеку, это называется полиморфизмом. Крайние случаи, как это обычно бывает, приводят к серьезным заболеваниям, иногда несовместимым с жизнью. А более-менее усредненное количество повторов на жизнеспособность не влияет. Зато, как выяснилось, влияет на активность рецептора. То есть, человек с более активными АР при том же уровне тестостерона будет демонстрировать как бы то же, что и человек с реально повышенным уровнем этого гормона. А поведенческие черты, на которые влияет тестостерон, известны, и в западной цивилизации одобряются. Таким образом, происходит половой отбор. Вывод – западная цивилизация действительно движется по пути, на котором ее ждет тотальное облысение…
С рецептором андрогенов связана не только андрогенетическая алопеция, но и множество других состояний, среди которых сердечно-сосудистые заболевания, повышенный уровень холестерина, не говоря уже о раке простаты и других видах рака. Если подумать, половому отбору наплевать, как будет жить особь после того, как размножится. Главное для выживания вида – это размножение, а размножаются люди, как правило, тогда, когда болезни им еще не мешают это делать.

Какие из этой информации следуют выводы? Ну, во-первых, решить проблему раз и навсегда, устранив ее корень, при современном уровне развития медицинских технологий не получится. Причина – люди пока не научились изменять гены у уже «готового» живого существа. Они могут только выращивать новые существа с измененными генами. А если б умели, то сколько бы проблем удалось решить. Выпадение волос - не самая серьезная из них...

Коррекция генов у "готового" живого существа должна быть произведена в КАЖДОЙ клетке, а клеток великое множество. Даже если предположить, что такая коррекция будет возможна, на что это будет похоже? На фильм "Терминатор:Генезис"?

Во-вторых, остается вопрос потенциальной возможности и ее проявления, генотипа и фенотипа. А также наследования. У мужчин есть только один аллель гена рецептора андрогенов, и, какой бы он ни был, он и проявится. Так как Х хромосома у мужчин только одна, и наследуется она – от матери. У женщин все сложнее, у них – две Х хромосомы. Какая из них будет передана ребенку (в каждом случае), а какая задействована у них самих, непростой вопрос. А чтобы жизнь медом не казалась, добавим, что у женщин "работают" обе Х хромосомы, но в каждой конкретной клетке - только одна из них. А вторая инактивируется, то есть выключается напрочь. И обычно это рандомный процесс, который дает результат примерно 50 х 50. Но бывают случаи, когда случайности неслучайны, то есть процесс инактивации проходит под влиянием чего-то. И тогда процентное соотношение будет другим, вплоть до преобладания какой-то хромосомы из двух. Но это обычно ведет к проявлению врожденных дефектов, сцепленных с наследованием по Х хромосоме, а то и к возросшему риску нехороших заболеваний, типа рака.

В-третьих, чудо-лекарства, лечащего АГА, просто не существует. Остановить выпадение волос возможно, но нужно понимать, что лечение всегда будет только симптоматическим, к тому же пожизненным, а если его прекратить, то все вернется на круги своя. Поскольку к потере волос ведет целая цепочка воздействий, то потенциально есть множество возможностей влиять на звенья этой цепочки, приводящей к потере волос. А фактически, этих возможностей не так уж и много. По крайней мере, здесь и сейчас.Но, возможно, в будущем что-то изменится. А пока - существуют более простые и надежные способы коррекции потери волос.